Ваша корзина пуста.

   

Дух нового времени в чайной культуре

заказать чайную церемонию

В XVII веке разные виды японской чайной церемонии постепенно слились на основе единых принципов, выработанных мастером Сэном Рикю. Главным элементом конечно же оставался именно японский чай. Главной школой чайной церемонии стала созданная Рикю школа Сэнкэ. Ключевую роль в появлении школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), её третий иэмото. В раннем детстве его отдали в киотский храм Дайтокудзи на воспитание, где был приобщен к суровому аскетизму дзэн-буддизма. С юношества Сотан посвятил всю свою остальную жизнь распространению учения Сэна Рикю. Позднее, став одним из лучших профессионалов в чайной церемонии, он был многократно приглашен на службу в дом Токугава, а также во многие другие крупные феодальные семьи. Но память о том, что его деду в прошлом пришлось заплатить жизнью за жалованье у Тоётоми Хидэёси и унижениями, он не соглашался даже на самые заманчивые предложения.

По достижению возраста в семьдесят один год, Сэн Сотан отошёл от дел, а трое его сыновей возглавили ветви школы Сэнкэ, которые получили свои названия исходя из расположений чайных домов: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ. Три этих школы чайной церемонии остались основными и по сей день. В XVIII–IXX в. в. было основано множество школ, но принципиальных отличий между ними не было. Они все являлись дальнейшим расхождением трёх главных ветвлений школы Сэнкэ.

После «открытия» Японии с целью глобальной европеизации культуры, чайная церемония на некоторое время потеряла свою популярность. Мастера чайной церемонии утратили статус почитаемых наставников и лишились заработков. Многие из них были обречены на безденежное существование бедствовали. Некоторые попытались перестроиться и преобразовать чайную церемонию в соответствии с духом нового времени.

Однако с распространением национальной идеи, взгляд на чайную церемонию снова изменился. Она вновь стала восприниматься в качестве отрибута традиционной культуры и с конца 70-х годов IXX века вступила в полосу расцвета. Начиная с 1880 года чайные церемонии начали регулярно проводить в крупных храмах. В 1886 году было отмечено 300-летие Дня Великого Чаепития, который организовал Хидэёси.

Японский чай и чайные церемонии в настоящее время

В дальнейшем развитие японского чая продвигалось по линии демократизации, а то, чем стали заниматься учителя превратилось из учения в откровенный бизнес. Изменился и состав руководителей в мире чайной церемонии. Если изначально он был исключительно мужским, то ближе к концу IXX века среди мастеров и наставников заметно увеличилось число женщин.

В начале 1911 года была издана книга Окакуры Какудзо «Книга о чае». В ней автор объясняет жителям Запада специфику японской культуры через отношение к японскому чаю. Хотя, даже в наше время менталитет страны Восходящего Солнца является чем-то загадочным для европейца.

В настоящее время обучение чайной церемонии в Японии довольно распространенная и востребованная индустрия — обычно этому искусству обучаются молодые девушки. На этом мы заканчиваем рассказ, посвященный такому замечательному напитку как японский чай и искусству чайных церемоний в Японии.